Программа развития

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБОУ СОШ №1 г.ШАХТЫ

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

на 2015 – 2020 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1. Паспорт Программы развития ………………………………………………………...3

2. 2. Информационная справка о школе.  Проблемный анализ состояния школы…...6

2.1. Качественная характеристика…….……………………………………………..…. 6

2.2. Характеристика контингента обучающихся, родителей обучающихся………….7

2.3. Характеристика педагогического коллектива…………………………..……… …7

2.4. Особенности управления школой………………………………………………….10

2.5. Проблемный анализ состояния школы…………………………………………….10

3. Цели, задачи и принципы Программы………………………………………………12

3.1. Цели Программы……………………………………………………………………12

3.2. Задачи Программы………………………………………………………………….12         

3.3. Принципы Программы…………………………………………………...…………12

4. Нормативно-правовая основа Программы развития………………………………..13

5. Концептуальные основы Программы развития………………………………….….15

6. Исполнители и их функции…………………………………………………………...17

7. Основные направления реализации Программы……………………………………18

8.  Наличие подпрограмм………………………………………………………………..20

8.1. Подпрограмма «Внимание: опасность!»……………………………………..…....21

8.2. Подпрограмма «Правильное питание – залог долголетия!»…………………..….21

8.3. Подпрограмма «Учись на здоровье»…………………………………………….....22

8.4. Подпрограмма «Школа здоровья - социально-активная школа»………………...23

8.5. Подпрограмма «IT-школа здоровья»……………………………………………....23

8.6. Подпрограмма «Школа здоровья - школа личностного роста»………………..…24

9. Сроки и этапы реализации Программы………………………………………………25

10. План мероприятий по реализации Программы развития……………………..…...26

11. Механизм и совершенствование структуры управления Программы развития…29

12. Модель выпускника школы………………………………………………………….31

13. Ожидаемые результаты реализации Программы развития…………………….….31

14. Система контроля над выполнением основных разделов Программы …………..33


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Наименование и адрес ОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа № 1»;

346517, Россия, Ростовская область, город Шахты, улица Достоевского, дом 69.

Миссия образовательной организации

Создание условий для развития личности компетентной, физически и духовно здоровой, способной к самоопределению в обществе, ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию в получении качественного образования.

Название Программы развития

Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа №1»  «Школа – территория здоровья»

Законодательная база для разработки Программы развития школы

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Материалы государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе»

Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.

Конституция Российской Федерации

Конвенция о правах ребенка

Закон РФ «Об основных гарантиях  прав ребенка в РФ»

Устав школы

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования

Основные разработчики Программы

 

Стратегическая команда:

директор МБОУ СОШ№1г.Шахты  Самарская Т.Н., ответственный за научно-методическую работу Кузьмина Н.И., руководитель МО естественнонаучных дисциплин Чиграй Е.А

Идея Программы

Создание условий для полноценного физического и психофизиологического развития обучающихся, воспитание у них ответственного отношения к своему здоровью как к важнейшей ценности и условию полноценной жизни, переориентация структуры и содержания образования на здоровьесберегающее, природосообразное обучение и воспитание обучающихся, готовых к успешной социализации в информационном обществе, в рамках модернизации учебно-воспитательного процесса посредством создания единого образовательного пространства на основе тесного взаимодействия участников образовательного процесса, построенного на принципах ноосферного мышления, экологической культуры.

Цель Программы

Создание, благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.

 Задачи Программы

     1) Создание  целостной  системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
     2) Формирование инфраструктуры образовательной организации, соответствующей условиям здоровьесбережения обучающихся.
     3) Рациональная организация образовательного процесса.
     4) Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательной организации.
     5) Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и  безопасного образа жизни.
     6) Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися.
     7) Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
     8) Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Основные направления Программы 

Ø  Диагностическое

Ø  Психолого-педагогическое

Ø  Спортивно-оздоровительное

Ø  Медицинское

 Просветительское

Наличие подпрограмм

Ø  «Внимание: опасность!».

Ø  «Правильное питание – залог долголетия!».

Ø  «Учись на здоровье».

Ø   «IT-школа здоровья».

Ø   «Школа здоровья - школа личностного роста».

«Школа здоровья - социально-активная школа».

Принципы Программы

 

– актуальности

– доступности

– положительного ориентирования

– последовательности

– системности

– сознательности и активности

Срок реализации Программы

2015 – 2020  г.г.

Участники Программы

 

- Учителя

- Обучающиеся

- Администрация школы

Партнеры Программы

- Родители (законные представители) обучающихся

- Социальные партнеры школы

- Медицинские учреждения

Исполнители основных

мероприятий

- Администрация, педагогический коллектив школы.

- Обучающиеся школы.

- Родители (законные представители) обучающихся школы.

Механизм  управления и контроля за

исполнением и корректировкой Программы

Исполнители отвечают за своевременное проведение мероприятий и реализацию Программы и ежегодно отчитываются на сайте школы, перед Попечительским советом, общественностью.

Корректировка программы осуществляется стратегической командой с последующим обсуждением на педагогическом совете и Попечительском совете.

Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе.

Ожидаемые

результаты  реализации Программы

Педагоги:

-владеют современными образовательными технологиями;

-строят образовательный процесс на основе результатов психолого-педагогического мониторинга личности обучающихся и ученических коллективов;

-легко ориентируются в инновациях, психологических процессах;

-на высоком уровне владеют современными информационно-коммуникационными технологиями и применяют их в своей образовательной практике;

-реализуют демократический стиль общения с детьми и их родителями (законными представителями), вовлекают их в образовательный процесс как равных партнеров, разделяющих успех и ответственность за результат воспитания и обучения;

-обладают высоким уровнем профессиональной культуры.

Обучающиеся:

-соотносят свое поведение с принципами ноосферного мышления, экологического мировоззрения;

-понимают и принимают здоровье как личную и социальную ценность;

-обладают коммуникативными навыками и умениями (ведут диалог, участвуют в дискуссии, активно слушают, выступают по теме);

-обладают интеллектуальными умениями;

-владеют способами и приемами самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;

-владеют приемами и способами здоровьесберегающей, учебно-исследовательской и проектной, природоохранной деятельности;

-обладают активной жизненной позицией гражданина нашего общества.

Родители (законные представители):

-разделяют ответственность за процесс воспитания и обучения с педагогами и обучающимися;

- активно участвуют в жизни школы и образовании своих детей;

-находятся в поле тесного творческого, плодотворного сотрудничества с остальными участниками образовательного процесса;

-понимают и принимают здоровье как личную и социальную ценность, организуют деятельность по сохранению и укреплению здоровья своих детей, прививают навыки здорового образа жизни;

-понимают и принимают принципы экологического мировоззрения и способствуют их формированию у детей.

 

 

 

 

2. Информационная справка о школе.  Проблемный анализ состояния школы.

2.1. Качественная характеристика.

        МБОУ СОШ №1 была открыта в 1949 году. С 1949 по 1951 гг. являлась  семилетней  школой. В 1952 году она становится средней школой. С 1963 по 1966 гг. - одиннадцатилетняя школа с политехническим обучением. С 2015 года - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа №1».

       Здание школы - типовое, с одной пристройкой. Техническое состояние школы - удовлетворительное. Учебный процесс обеспечивают 19 учебных кабинетов; в том числе имеются компьютерный класс, спортзал, библиотека, столовая, медицинский кабинет. С 2006 года МОУ СОШ№1 подключена к сети Internet в рамках ПНПО. Под актовый зал используется холл 2 этажа. Спортивный зал имеет площадь 100 кв. м.

       Книжный фонд библиотеки - 23506 экз., в том числе: художественной литературы – 16547 экз., учебников — 6959 экз., научно–педагогической и методической литературы — 488 экз., справочной литературы - 743 эк., ежегодная подписка, периодические издания — 2 наименования. Рабочее место библиотекаря оборудовано компьютером, принтером и программно обеспечено. Мультимедийная библиотека состоит из 44 электронных пособий по 9 учебным предметам. В библиотеке имеется читальный зал на 12 посадочных мест.

        Столовая в школе на 90 посадочных мест. Формы питания:  бесплатное (15 рублей) для детей из социально незащищенных слоев населения (охват 10%); платное  (85%) в соответствии с утвержденным меню на 45 рублей и буфет (100%). Кроме этого, все обучающиеся начальной школы 1 раз в неделю обеспечены молоком, в части бесплатного предоставления молока и кисломолочных продуктов за счёт средств местного бюджета.

          Продолжительность учебного года: начальный  уровень: в 1-х классах - 33 уч. недели; 2-4 кл. -34 уч. недели; основной  и средний  уровни: 5-8,10 кл. -35 уч. недель, 9,11 кл.- 34 недели. Режим работы школы: 1- 11 классы - пятидневная рабочая неделя. Продолжительность урока во 2-х–11-х классах — 45 мин., в 1-х кл. -35 мин. Школа работает в одну смену. Среднее количество уроков в день: начальные классы -  4 урока, основная и средняя школа -6 уроков.

2.2. Характеристика контингента обучающихся, родителей обучающихся.

Контингент обучающихся образовательной организации  составляют дети микрорайона школы поселка бывшей шахты «Южная» (90%), 10% детей из других микрорайонов, что говорит о востребованности образовательной  организации.

Структура контингента

Общее количество классов в ОО/ общее количество обучающихся

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Начальная школа 

216

215

234

Основная школа   

200

232

242

Средняя (полная) школа

44

36

33

Всего в школе (на начало учебного года) 

460

483

509

 

                  Социальная структура контингента обучающихся.

     Многодетных семей 23, где воспитываются 3 и более детей, это составляет 4,7%. По сравнению с прошлым годом количество семей с двумя детьми увеличилось на 12,5%, а с тремя и более - на 0,25 %.

    72% детей воспитываются в полных семьях. Следует отметить, что количество полных семей, по сравнению с прошлым годом, увеличилось на 2%.

     В неполных семьях воспитываются 28% обучающихся, из них 26% – матерями-одиночками, 0,5% – воспитываются одним отцом.  

    Опекаемых детей в школе 18 (3,6%). 

          Социальный состав родителей неоднороден: рабочие, служащие, частные предприниматели, пенсионеры, безработные.      

Образовательный уровень родителей достаточно высок: 30% родителей имеют высшее образование, 43,8% родителей имеют среднетехническое и среднее специальное образование и 26,2% – среднее и неполное среднее образование.

2.3. Характеристика педагогического коллектива.

Всего педагогов в школе - 28.

А) по уровню образования:

Категория специалистов

Высшее педагогическое

Незаконченное высшее        

 

Среднее специальное

 

Учителя начальных классов

3

2

3

Учителя 2 и 3 уровня обучения

17

2

1

 

Б) по стажу работы:

1-5 лет

до 10 лет

до 25 лет

до 35 лет     

свыше 35 лет

5

4

6

8

5

 

В) по квалификационным категориям:

Учителя МБОУ СОШ№1

Высшая квалификационная

категория

Первая квалификационная

категория    

Вторая квалификационная категория

Соответствие занимаемой должности

28

5

10

1

12

 

Г) Количество педагогов, имеющих знаки отличия:

Всего

 

Народный учитель

Заслуженный учитель        

 

Отличник народного просвещения           

Почётный работник общего образования РФ

 

2

---

---

1

1

   

    Имеют звание «Отличник народного просвещения» -1, «Почётный работник общего образования РФ» - 1. Награжденных грамотами Министерства образования РФ  -10  учителей, грамотами МУ Департамент образования г. Шахты -12 учителей.   За последние 3 года прошли  курсовую подготовку по ФГОС в системе повышения квалификации  28  педагогов (100%),14 (50%) педагогов прошли курсы повышения квалификации по теме «Современные информационные технологии. Внедрение ЭОР в образовательный процесс».

         Среди педагогов школы есть победитель ПНПО в 2008 году - учитель биологии Чиграй Е.А., в 2013-2014 уч. году этот учитель  представила опыт работы на открытой муниципальной презентации опыта лучших учителей, стала победителем на муниципальном уровне. На региональном уровне учитель биологии Чиграй Е.А. вошла в десятку лучших работников системы образования, она удостоена премии губернатора Ростовской области. 

      В 2010-2011 учебном году учитель английского языка Никонова М.И. стала лауреатом городского конкурса педагогов «Учитель года -2010» в номинации «Опыт и мастерство».

      В 2013 году учитель биологии Чиграй Е.А. стала призёром всероссийского конкурса «Учитель здоровья- 2013», призёром всероссийского конкурса «Akademie Always», призёром всероссийского конкурса «Akademie Gillette».

     В 2013-2014 уч.году учитель истории, обществознания и МХК Желтов А.А. стал победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года Дона-2014» в номинации «Педагогический дебют», лауреатом областного конкурса «Учитель года Дона-2014», лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2014», победителем в конкурсе проектов Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2014».

    В 2014-2015 учеб.году  13 учителей школы приняли участие в городской педагогической олимпиаде «Профессиональный стандарт педагога: от теории к практике». 3 учителей стали лауреатами этой олимпиады (Никонова М.И., Чиграй Е.А., Кузьмина Н.И.), 1 учитель- победителем (Желтов А.А.).

        В школе работает методический совет и следующие методические объединения учителей-предметников:

-МО учителей начальных классов;

-МО учителей гуманитарного цикла;

-МО учителей математики;

-МО учителей естественнонаучного цикла.

 

2.4. Особенности управления школой.

    Административное управление осуществляет директор и его заместители.

    Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, методический совет.

     Заместители директора реализуют прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.

2.5. Проблемный анализ состояния школы.

Проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, созда­ние условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня.

По официальной статистике в стране, ежегодное увеличение нагрузки на школьников и, как следствие, ухудшение их физического здоровья, в том числе психического, привело к необходимости проанализировать состояние здоровья обучающихся нашей школы. На конец 2014 – 2015 учебного года по уровню заболеваемости обучающихся мы имеем следующую картину:

-        заболевания дыхательной системы – 17 чел.;

-        заболевания нервной системы – 68 чел.;

-        заболевания пищеварительного тракта – 39 чел.;      

-        заболевания сердечно – сосудистой системы – 48 чел.;

-        заболевания органов зрения – 24 чел.;

-        заболевания опорно-двигательного аппарата – 85 чел.;

-        аллергия – 16 чел.;

-        заболевания почек – 22 человека;

-        заболевания эндокринной системы – 16 чел.;

-        головная боль при напряжении возникает часто в среднем у 100 человек;

-        отстают в физическом развитии – 12 человек;

-        инвалидов –8 человек.

Поэтому одним из приоритетных направлений в деятельности образовательной организации авторы программы развития видят работу по сохранению здоровья обучающихся за период обучения в школе, формиро­ванию у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседнев­ной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, авторы программы развития «Школа – территория здоровья» исходят из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов нашей образовательной  организации, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

В Уставе ВОЗ здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Для образовательной системы нашей школы характерна, прежде всего, гармония разных видов здоровья – физического, психо-эмоционального, духовно-нравственого, интеллектуального, социального. Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе. Поэтому Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе начинается с продумывания построения и реализации здоровьесохраняющего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса. Затем рассматриваются просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни.

  Программа развития позволяет системно устранять негативные факторы в организации образовательного процесса, влияющие на психологическое и нравственное здоровье детей, посредством выстраивания взаимоотношений на основе дидактических принципов. Она выбрана как средство и механизм реализации не только программы формирования универсальных учебных действий, но и программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

 

 

3. Цели, задачи и принципы Программы.

3.1. Цели Программы:

Создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.

3.2. Задачи Программы:

     1) Создание  целостной  системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
     2) Формирование инфраструктуры образовательной организации, соответствующей условиям здоровьесбережения обучающихся.
     3) Рациональная организация образовательного процесса.
     4) Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательной организации.

     5) Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и  безопасного образа жизни.
     6) Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися.
     7) Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
     8) Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

3.3. Принципы Программы

В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:

– актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство обучающихся с наиболее важной гигиенической информацией;

– доступности. В соответствии с этим принципом школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен;

– положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;

– последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;

– системности. Данный принцип определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;

– сознательности и активности. Этот принцип направлен на повышение активности обучающихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. А также этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

 

4. Нормативно-правовая основа Программы развития.

Нормативно-правовыми документами для разработки Программы развития послужили:

1.    Конвенция о правах ребенка;

2.    Конституция РФ;

3.    Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4.    Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 (в редакции Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004 N 151-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.12.2005 N 170-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 02.02.2006 N 23-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007), от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288)

5.    Закон РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015)

6.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Министерство образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373.

7.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Министерство образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.

8.    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31 (ред. от 31.03.2011) "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.12.2001 N 3077)

9.    Совместный приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ   «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ» № 176/2017 30.05.2002;

10. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 г.г., утв. распоряжением Правительством РФ № 163-р от 07.02.2011.

11. Концепция долгосрочного социально-экономического  развития РФ до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662–р.

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утв. приказом Президента РФ № 271 от 04.02.2010 г.

13.  Постановление правительства Ростовской области от 19.04.2012 № 299 г. «Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года ».

 

В основу разработки Программы положены следующие научно - методические основы и источники:

-        «Идея гуманистической направленности в психологии и педагогике» (Р. Бернс, У. Глассер, Я. Корчак, А. Маслоу, В.А. Сухомлинский.)

-        «Методологические подходы к проблеме воспитания, сохранения и укрепления здровья. Педагогика здоровья» (В.Г. Чайцев, Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, Ю.П. Лисицин, М.Г. Фридман), «Здоровьесберегающие технологии» Н.К. Смирнова;

-        «Возможности и условия личностно ориентированного подхода в педагогической практике» (Д. А. Белухин, Е.В. Бондаревская, С.Л. Братченко, Э.Н. Гусинский, Л.М. Лузина.)

 

5. Концептуальные основы Программы развития.

      В основе концепции Программы развития школы лежит идея проектирования образовательного пространства школы как системы связей участников образовательного процесса и социального окружения, построенных на принципах здоровьесбережения.

 Школа должна развивать не только интеллектуальные, но и социально-нормативные и экспрессивные способности обучающихся. Учить детей не только знать и мыслить, но и иметь устойчивые социальные навыки: например, быть независимым и самому ставить цели, уметь добиваться их и нести ответственность за свои действия, уметь чувствовать и выражать свои чувства, уметь общаться. Основной подход к организации образовательного процесса: путь обучения каждого ученика, который должна обеспечить школа, должен быть приспособлен к его индивидуальным особенностям и тем целям, которые ученик сам себе ставит, к его реальным проблемам, способностям и возможностям. Не ученик должен приспосабливаться к школе, а школа к ученику.

      Цель данной программы: научить школьников действовать в социуме. Учёт индивидуальных особенностей ученика должен вестись для того, чтобы понять, какой путь обучения ему предложить, чтобы он эффективнее мог достичь своих жизненных целей.

     Данная программа ориентирована на развитие творческих возможностей учителей, так как без поиска и реализации нестандартных творческих решений им не справиться с целями. Если педагог становится творческим, то и у ученика появляется живой пример для подражания и шансы проявить своё творчество.

Современное образование даёт обучающимся не только знания, умения и навыки в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, не только формирует определённое мировоззрение, определённые ценности и образцы поведения, оно формирует у молодых людей и определённые модели мышления, изменить которые потом крайне сложно. Наряду с этим,  у образования  есть ещё одна функция – инвестиции в будущее: чему и как учим, как сегодня относимся к обучающимся, так и они потом будут относиться к нам, к себе и окружающему миру.

     Основной задачей программы является координация системы воспитания ЗОЖ обучающихся не только в масштабах школы, но и  всего посёлка бывшей шахты «Южная».

     Начинать такую подготовку необходимо с младшего школьного возраста.

На уровне начального общего образования формируется представление о взаимосвязях человека и окружающей среды, вырабатываются установки на то, как относиться человеку к своему здоровью. На уровне основного общего образования  культура ЗОЖ  обучающихся развивается как культура потребления  и экологической активности. В основе – знания о системном строении природной среды и об опасности потери ею своих жизнепригодных качеств. На уровне среднего общего образования  - становление ответственности за своё здоровье на базе полученных знаний.

    Системность требует принципа разнообразия, многокомпонентности и разноуровневости. Здоровьесберегающее образование планируется реализовать по двум направлениям: межпредметное и  системное. Первое: спецкурсы и предметы дополнительного образования. Второе направление: системная внеурочная деятельность, реализующая принцип воспитания ЗОЖ. Базовое и дополнительное здоровьесберегающее  образование гармонично сочетаются в образовательной структуре школы. Базовое образование – это учебные предметы вариативной части учебного плана, направленные на формирование ЗОЖ. Дополнительное образование – это государственные, модифицированные и авторские программы углубленного и интегрированного изучения   проблем ЗОЖ и применение полученных знаний на практике.

    В сферу   воспитания и образования будут включены вопросы сохранения здоровья обучающихся, развития спортивной базы школы, повышение комфортности и экологичности образовательной среды. Воспитание осуществляется в ходе проектной, трудовой, научно-исследовательской, природоохранной, краеведческой деятельности.

 

6. Исполнители и их функции:

- администрация МБОУ СОШ № 1г.Шахты;

- учитель биологии и валеологии;

- педагог-организатор ОБЖ;

- преподаватель физической культуры;

- медицинский работник школы;

- школьное методическое объединение классных руководителей;

- классные руководители.

Корректировка осуществляется  Попечительским советом с приглашением обучающихся, родителей, спонсоров, представителей медицинских учреждений.

Функции медицинской службы школы:

- проведение диспансеризации и медосмотра обучающихся школы, определение уровня физического здоровья;

- мониторинг заболеваемости по школе;

- выявление обучающихся специальной медицинской группы.

Функции администрации:

- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

- общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в школе;

- организация и контроль уроков физической культуры;

- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;

- организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;

- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

- организация работы психологической службы в школе.

Функции классного руководителя:

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний обучающихся;

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

- организация и проведение профилактической работы с родителями;

- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;

- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

- организация и проведение диагностик уровня знаний обучающимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

 

7. Основные направления реализации Программы.

 Диагностическое направление предполагает проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:

- общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

- режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями и др.

 Психолого-педагогическое направление предполагает:

- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

- предупреждение проблем развития ребенка;

- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

- развитие познавательной и учебной мотивации;

- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

- совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилак­тики психологического и физиологического состояния обучающихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;

- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи обучающимся;

- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня.

 Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

- организацию спортивных мероприятий (спортивные соревнования, месячники здоровья, спортивные праздники, спортивные игры на свежем воздухе, подвижные игры на переменах) с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни обучающихся;

- широкое привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;

- дифференцирующий урок физической культуры с комплексами корригирующей гимнастики;

- реабилитацию здоровья обучающихся: час здоровья – 3-й урок физкультуры;

- профилактику утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха;

- проведение физкультминуток.

 Медицинское направление предполагает:

- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

- четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

- планомерная организация питания обучающихся;

- реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование, вакцинацию, витаминизацию и др.

Просветительское направление предполагает:

- организацию деятельности с обучающимися и их родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

- организацию деятельности с обучающимися и их родителями по профилактике детского травматизма;

- организацию деятельности с обучающимися и их родителями по пропаганде здорового питания;

- пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

 

8.  Наличие подпрограмм.                      

На основании всего вышеизложенного и наработанного опыта школы, были определены основные направления дальнейшего развития школы, на которые ориентирована настоящая Программа развития. Основными подпрограммами стали:

Ø  «Внимание: опасность!».

Ø  «Правильное питание – залог долголетия!».

Ø  «Учись на здоровье».

Ø   «Школа здоровья - социально-активная школа».

Ø  «IT-школа здоровья».

Ø  «Школа здоровья - школа личностного роста».

8.1. Подпрограмма «Внимание: опасность!».

1. Цель подпрограммы:

Формирование практических навыков безопасного поведения школьников.

2. Задачи программы:

- создание системы профилактики бытового, дорожного и иного травматизма;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил в образовательном процессе.

3. Направления деятельности:

- привлечение общественных организаций;

- профилактика бытового и дорожного травматизма;

- профилактика спортивного травматизма на уроках физической культуры.

4. Критерии результативности:

способность выпускника к сохранению собственной жизни и здоровья, способность защитить себя в экстремальных ситуациях.

8.2. Подпрограмма «Правильное питание – залог долголетия!».

1. Цель подпрограммы:

создание, укрепление, развитие культуры правильного питания обучающихся.

2. Задачи подпрограммы:

- создание материально – технической базы по улучшению питания в школьной столовой;

- создание системы профилактики заболеваний ЖКТ среди обучающихся;

- формирование идеологии, утверждающей приоритетность правильного питания;

- увеличение количества детей, питающихся в школе.

3. Направления деятельности:

- контроль за режимом и рационом питания обучающихся в школе;

- пропаганда правил питания;

- привлечение общественных организаций;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил в школьной столовой.

4. Критерии результативности:

 - умение обучающихся ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- сформированность  представления о необходимости разнообразного питания как обязательного условия здоровья;

- умение оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия.

8.3. Подпрограмма «Учись на здоровье».

1. Цель подпрограммы:

повышение квалификации педагогов в сфере использования и широкого распространения инновационных технологий в образовании.

2. Задачи подпрограммы:

- создание материально – технической базы по укреплению здоровья и благополучия в школе;

- совершенствование научно-методического обеспечения процессов функционирования и развития педагогической деятельности;

- содействие профессиональному развитию педагогических кадров в области инновационных технологий.

3. Направления деятельности:

- организационно-методическая деятельность;

- совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения;

- научно-методическое сопровождение образовательного процесса;

- формирование, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта по укреплению и сохранению здоровья детей;

- изучение микросреды образовательной организации.

4. Критерии результативности:

-нравственная развитость обучающихся; выбор обучающимися нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения (сформированность основных нравственных качеств личности ребенка);

-сформированность нравственного потенциала личности выпускника (нравственная направленность, сформированность отношений личности выпускника к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе и труду).

8.4. Подпрограмма «Школа здоровья - социально-активная школа».

1. Цель: объединение участников образовательного процесса и жителей местного сообщества в процессе решения социально-значимых проблем микрорайона школы.

2. Задачи:

-разработать систему мероприятий, направленных на оказание образовательных услуг жителям местного сообщества;

-выявить проблемы местного сообщества, которые могут быть решены при сотрудничестве школы и социума и наметить пути их решения;

-разработать механизмы активного и эффективного включения жителей местного сообщества в образовательный процесс;

-сформировать социальные компетентности обучающихся через развитие лидерских, коммуникативных, профессиональных умений.

3. Направления деятельности:

   Подпрограмма предусматривает объединение субъектов образовательного процесса и жителей местного сообщества в процессе решения социально-значимых проблем микрорайона школы.

 Оказание образовательных и информационных услуг для всех участников образовательного процесса, включая жителей местного сообщества (информационные рассылки об изменениях в законодательстве, которые могут касаться жителей местного сообщества, буклеты по вопросам охраны природы, сохранения и укрепления здоровья).

4. Критерии  результативности:

-высокая готовность к социальному взаимодействию;

-высокая готовность к использованию информационных ресурсов у участников образовательного процесса и жителей местного сообщества;

-сформирована социальная компетентность у обучающихся школы;

-сформировано позитивное мнение социального окружения о работе школы.

8.5. Подпрограмма «IT-школа здоровья».

1. Цель: внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс и создание системы взаимодействия с местным сообществом посредством информационных технологий.

2. Задачи:

- повысить уровень преподавания школьных предметов за счет использования глобальной сети Интернет и активного использования электронных ресурсов;

-  повысить  уровень компетентности педагогического коллектива в области использования ИКТ;

-   вести в школе «Электронный журнал» и «Электронный  дневник обучающегося»;

- сформировать у школьников навыки общения посредством телекоммуникаций с применением всех возможных ресурсов компьютерных сетей;

-  получать информацию обо всех методических новшествах, педагогических находках, конкурсах, выставках и т.д.;

- осуществлять оперативную передачу информации по всем аспектам школьной жизни (для администрации, учителей, учеников, родителей);

-  использовать сайт школы для информированности родителей о школьных делах;

-  оснастить  школу средствами информатизации и организация единого информационного пространства школы;

-  активизировать информатизацию учебного процесса, создание цифровых образовательных ресурсов.

3. Направления деятельности:

Организация занятий с участниками образовательного процесса по повышению компьютерной грамотности. Поиск и внедрение новых форм ИКТ в образовательном процессе.

4. Критерии результативности.

 100% педагогов и обучающихся работают в рамках проектов  «Электронный дневник» и «Электронный журнал». Высокая компьютерная грамотность большинства участников образовательного процесса. 100% педагогов применяют новые формы ИКТ на уроках.

8.6. Подпрограмма «Школа здоровья - школа личностного роста».

1. Цель: создание условий для постоянного личностного роста обучающихся.

2. Задачи:

- помочь каждому раскрыть свои природные способности, задатки и использовать открывающиеся возможности;

- создать ситуацию успеха у обучающегося через систему различных мероприятий  экологической направленности;

- повысить эффективность работы НОУ «Синяя птица».

3. Направления деятельности:

создание карт психологических особенностей личности и классного коллектива.

4. Критерии результативности.

Создание дневника обучающихся «Дневник здорового образа жизни» на основе данных карты физиологических и психологических особенностей каждого ученика.

9. Сроки и этапы реализации Программы.

Реализация Программы развития  предполагает 4 этапа.

1.             Подготовительный этап (2015 год).

 Этап создания условий и внедрения Программы развития.

1.1. Анализ материальной базы с точки зрения определения возможностей для реализации здоровьесберегающего образования в школе.

1.2.Анализ кадровых возможностей, степень готовности коллектива к преобразованиям.

1.3.Анкетирование школьников и их родителей с целью выявления образовательных запросов.

1.4.Определение возможных вариантов внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс (на основе возможностей школы и запросов обучающихся и родителей).

1.5.Планирование реализации универсального учебного плана.

1.6.Определение элективных курсов, факультативов, кружков.

1.7.Анализ и отбор учебных изданий, планируемых для использования в образовательном процессе.

 2. Организационный этап (2016 год)

2.1. Определение механизма здоровьесберегающего обучения.

2.2. Формирование системы показателей и индикаторов,  отслеживающих качество здоровьесберегающего образования. 

2.3. Разработка программы деятельности.

2.4.  Прогнозирование отдельных положительных результатов.

3. Практический этап (2017 – 2019 годы)

3.1.  Организация медико-профилактической деятельности.

3.2. Апробация выбранных здоровьесберегательных образовательных технологий, форм и методов обучения.

3.3. «Погружение» в теорию и методику преобразовательной деятельности.

3.4.Создание модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся в ходе реализации программы.

3.5. Обсуждение промежуточных результатов и корректировка действий.

 4. Итоговый этап (2020 год)

4.1. Оценка эффективности Программы развития.

4.2. Разработка школьной системы мониторинга результативности здоровьесберегающего образования школьников.

4.3 Трансляция опыта работы школы на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

 

10. План мероприятий по реализации Программы развития

№ п\п

Мероприятия         

 

Сроки           

 

Планируемый результат

Ответственные

 

Организационное обеспечение реализации концепции Программы развития

1.

Анализ состояния ресурсного обеспечения здоровьесберегающего образования

Май 2015г.

Условия здоровьесберегающего образования

Директор МБОУ СОШ №1г.Шахты

2.

Диагностика образовательных потребностей обучающихся и их родителей по формированию ЗОЖ

май

2015г.

Определение социальных образовательных запросов

Ответственный за научно-методическую работу

3.

Формирование банка информации об опыте здоровьесберегающего образования

июнь-август  2015 г.

Методический банк информации по формированию ЗОЖ обучающихся

Ответственный за научно-методическую работу

 

4.

Создание рабочей группы по   формированию ЗОЖ обучающихся

сентябрь

2015г.

Приказ о создании рабочей группы

Директор МБОУ СОШ №1г.Шахты

5.

Апробировать основные и дополнительные образовательные программы

2015-2016 гг.

Основные и дополнительные образовательные программы по  формированию ЗОЖ обучающихся

Администрация МБОУ СОШ№1г.

Шахты

Разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей здоровьесберегающее обучение

1

Заключение договора о взаимодействии с детской больницей

ежегодно

Совместная работа по сохранению здоровья обучающихся

Директор МБОУ СОШ№1г.Шахты

2

Взаимодействие с кафедрами экологии, зоологии и физиологии ЮФУ.

в течение 2015-2020 гг.

Получение теоретических, методических и дидактических материалов

Ответственный за научно-методическую работу, руководитель НОУ «Синяя птица»

3

Разработка мониторинга результатов реализации Программы

2015 г.

Мониторинг результатов реализации программы

Директор МБОУ СОШ№1г.Шахты, ответственный за научно-методическую работу

4

Подготовка приказа о создании творческих групп по Программе

2015 г

Приказы о создании творческих групп

Директор МБОУ СОШ№1г.Шахты

5

Разработка Положения о  дневнике обучающихся  «Дневник здорового образа жизни»

2015 г

Положение о дневнике обучающихся «Дневник здорового образа жизни

Директор МБОУ СОШ№1 г.Шахты, ответственный за научно-методическую работу

Осуществление мероприятий по укреплению и развитию материально-технической  базы школы

1

Обеспечение учебниками, учебными, методическими пособиями для здоровьесберегающего обучения

в течение 2015-2020 гг.

Оснащенность обучающихся и учителей учебной литературой

Директор МБОУ СОШ№1 г.Шахты, бухгалтер

2

Пополнение библиотечного фонда художественной, справочной и научной литературой

в течение 2015-2020 гг.

Соответствие библиотечного фонда запросам обучающихся

Бухгалтер, библиотекарь

3

Оснащение кабинетов биологии, физики, химии, географии необходимым лабораторным оборудованием и реактивами

в течение 2015-2020 гг.

Проведение лабораторных, практических и исследовательских работ в соответствии с планом

Директор МБОУ СОШ№1г.Шахты , бухгалтер

4

Оснащение спортивного зала необходимым оборудованием

в течение 2015-2020 гг.

Соответствие спортивного зала требованиям

Директор МБОУ СОШ№1 г.Шахты,  бухгалтер

5

Оснащение учебных кабинетов мультимедийной техникой

в течение 2015-2020 гг.

Использование компьютерных средств обучения в учебно-воспитательном процессе

Директор МБОУ СОШ№1г.Шахты,  бухгалтер

Подготовка педагогических кадров школы для работы в профильных группах

1

Курсовая подготовка педагогических работников ОО, участвующих в эксперименте

2015-2020 гг.

Повышение педагогического мастерства

Директор МБОУ СОШ№1 г.Шахты, ответственный за научно-методическую работу

2

Проведение педагогических советов по вопросам   здоровьесберегающего обучения

1 раз в год

Анализ и оценка деятельности коллектива по данному вопросу

Директор МБОУ СОШ№1 г.Шахты, заместитель директора по УВР

Научно-методическое обеспечение мероприятий, реализующих концепцию Программы развития

1

Проведение теоретических семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, «круглых столов» для педагогов

2 раза в год

Профессиональная переподготовка учителей

Зам. директора по УВР

2

Разработка учебных планов, программ дополнительного образования, календарно-тематического планирования с учетом здоровьесберегающего образовательного процесса на уровне содержания, форм и методов

2015-2020 гг.

Формирование ЗОЖ обучающихся

Зам. директора по УВР

3

Создание диагностических карт для определения профессиональных затруднений учителей в условиях работы по Программе

2015-2020 гг.

Инструментарий для мониторинга профессиональных затруднений учителей

Творческая группа учителей

4

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов

2015-2020 гг.

Подготовка педагогов к работе в инновационном режиме

Творческая группа учителей

5

Разработать систему оценки эффективности здоровьесберегающего обучения

2016 г.

Система оценки эффективности здоровьесберегаю-щего обучения

Творческая группа учителей

6

Разработать систему контроля над ведением здоровьесберегающей составляющей в образовательный процесс

2015-2016 гг.

Система контроля над ведением здоровьесберегаю-щей составляющей в образовательный процесс

Творческая группа учителей

Организация мероприятий с обучающимися, родителями в рамках формирования ЗОЖ обучающихся

1

Организация летнего оздоровительного лагеря для обучающихся школы

лето

ежегодно

Оздоровление и приобщение воспитанников к формированию ЗОЖ

Директор МБОУ СОШ№1г.Шахты, зам. директора по ВР

2

Организация работы летнего полевого исследовательского лагеря

ежегодно

Оздоровление, привитие навыков исследовательской деятельности

Директор МБОУ СОШ№1г.Шахты, ответственный за научно-методическую работу.

3

Создание дневника обучающегося «Дневник здоровья» для 1-11 классов

2015-2020 гг.

Дневник обучающихся «Дневник здоровья»

Кл. руководители 1-11-х  классов

4

Реализация социальных проектов обучающихся «За здоровый образ жизни»

ежегодно

Повышение мотивации к здоровому образу жизни

Зам. директора по ВР,

кл. руководители

5

Организация и проведение мероприятий здоровьесберегающей направленности

2015-2020 гг.

Формирование культуры ЗОЖ

Зам. директора по ВР,

кл. руководители 1-11-х классов

6

Деятельность НОУ «Синяя птица»

2015-2020 гг.

Формирование навыков исследовательской деятельности

Ответственный за научно-методическую работу,

руководитель НОУ

7

Психологическая диагностика

октябрь-апрель

Определение круга проблем по вопросам реализации Программы

Классные руководители 1-11-х классов

8

Консультации психолога

ежегодно

Психологическая помощь обучающимся и педагогам

Психолог

9

Родительские собрания по информированию родителей обучающихся о Программе

ежегодно

Консультации для родителей

Администрация школы

Информационное обеспечение реализации Программы развития

1

Диагностика результатов образовательной и управленческой деятельности

апрель-май

Корректировка содержания и технологии организации   здоровьесберегающего образования

Директор МБОУ СОШ№1г.Шахты,

зам. директора по УВР

2

Мониторинг  здоровьесберегающего воспитания обучающихся

сентябрь-май ежегодно

Определение воспитанности обучающихся

Зам. директора по ВР

3

Мониторинг участия воспитанников школы в конкурсах здоровьесберегающей направленности различного уровня

апрель-май

ежегодно

Корректировка содержания и технологии организации здоровьесберегающего образования

Зам. директора по ВР,

творческая группа

4

Оформление результата работы в виде обобщения опыта

август 2020 г

Программа инновационного развития школы

Творческая группа

5

Презентация опыта реализации Программы

2015-2020 гг.

Распространение опыта на муниципальном, региональном  и всероссийском уровнях

Директор МБОУ СОШ№1г.Шахты

             

 

11. Механизм управления Программой развития.

Механизм реализации Программы развития

      Реализация Программы обеспечивается администрацией школы, Попечительским советом. Программа включает в себя стратегию инновационного развития МБОУ СОШ№1 г.Шахты. Решение здоровьесбережения обучения в значительной степени зависит от эффективности управления, от совершенствования его организационной структуры, представляющей совокупность управленческих институтов, связанных друг с другом отношениями координации и взаимодействия.

 Внутреннее управление

    Стратегическое управление осуществляет директор школы, Попечительский совет. Директор школы обеспечивает образовательный процесс кадрами, учебно-методическими материалами, разрабатывает локальную нормативно-правовую базу, контролирует использование ресурсов, которые обеспечивают здоровьесбережение обучения, и осуществляет мониторинг его результатов.

Тактическое управление

      Заместители директора школы по УВР и ВР непосредственно руководят процессом здоровьесбережения обучения. Они осуществляют деятельность, связанную с выявлением проблем управления, занимаются поиском новых идей, связанных с его содержанием и методикой. Отвечают за методическую разработку используемых образовательных технологий, изучают освоение учителями новых педагогических технологий,  осуществляют оценку деятельности школы по реализации  здоровьесбережения в обучении и корректируют в зависимости от полученных результатов планы методической работы педагогического коллектива.

Уровень реализационного управления

       Классные руководители, учителя, библиотекарь входят в состав творческих групп. Они осваивают содержание обучения, организационные формы учебного процесса, образовательные технологии, необходимые для  осуществления здоровьесбережения обучения.

    Для координации всей работы создаётся совет по здоровьесбережению обучения. В него входят заместители директора школы по УВР и ВР, руководитель творческой группы, руководители школьных методических объединений, библиотекарь, наиболее активные и заинтересованные педагоги. Основными направлениями их деятельности являются: определение целей и задач работы школы по осуществлению здоровьесбережения обучения; выявление оптимальных форм его организации; анализ состояния преподавания предметов; помощь учителям в освоении и использовании в педагогической практике активных форм учебных занятий.

 

12. Модель выпускника школы.

Модель выпускника начальной школы

Модель выпускника основной школы

Модель выпускника средней школы

- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;

- владение основами

личной гигиены и

здорового образа

жизни.

- знание основ строения и функционирования организма человека;

- знание изменений в организме человека в пубертатный период;

- умение оценивать свое физическое и психическое состояние;

- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;

- поддержание физической формы;

- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы,

выносливости, ловкости;

- гигиена умственного труда.

- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоровительных систем;

- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;

- способность вырабатывать

индивидуальный образ жизни;

- гигиена умственного труда.

 

13. Ожидаемые результаты реализации Программы развития.

Ожидаемый конечный результат.

Критерии

Показатели

Методика

1.

Система укрепления и профилактики здоровья обучающихся

Уровень заболеваемости

ü  Мониторинг;

ü   Модульная оценка   работы школы;

ü  шкала трудностей по Сивкову.

Режим дня

Дозировка домашнего задания

Экспертиза расписания

2

Создание материально- технической базы

Количество медицинского оборудования

ü  Наблюдение;

ü  Подсчет.

Количество спортивного инвентаря

3

Осведомленность обучающихся о проблеме

Участие в мероприятиях

ü  Мониторинг результатов самоанализа и самоконтроля.

 

Активность родителей, степень их участия в делах школы

Владение знаниями о ЗОЖ

 

Педагоги:

-владеют здоровьесберегающими, гуманистическими, природособразными, информационно-коммуникационными образовательными технологиями;

- строят образовательный процесс на основе результатов психолого-педагогического мониторинга личности обучающихся и ученических коллективов;

- легко ориентируются в инновациях, психологических процессах;

- на высоком уровне владеют современными информационно-коммуникационными технологиями и применяют их в своей образовательной практике;

- реализуют демократический стиль общения с детьми и их родителями (законными представителями), вовлекают их в образовательный процесс как равных партнеров, разделяющих успех и ответственность за результат воспитания и обучения;

- обладают высоким уровнем профессиональной культуры.

Обчающиеся:

- соотносят свое поведение с принципами  здоровьесберегающего мировоззрения;

- понимают и принимают здоровье как личную и социальную ценность,

-обладают коммуникативными навыками и умениями (ведут диалог, участвуют в дискуссии, активно слушают, выступают по теме);

-обладают интеллектуальными умениями;

- владеют способами и приемами самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;

-владеют приемами и способами здоровьесберегающей, учебно-исследовательской и проектировочной, природоохранной деятельности;

- обладают активной жизненной позицией гражданина нашего общества.

Родители (законные представители):

- разделяют ответственность за процесс воспитания и обучения с педагогами и обучающимися;

- находятся в поле тесного творческого, плодотворного сотрудничества с остальными участниками образовательного процесса;

- понимают и принимают здоровье как личную и социальную ценность, организуют деятельность по сохранению и укреплению здоровья своих детей, прививают навыки здорового образа жизни;

- понимают и принимают принципы  здоровьесберегающего мировоззрения и способствуют их формированию у детей.

Ожидаемые результаты:

- все педагоги школы используют здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, природосообразные, гуманистические образовательные технологии в процессе воспитания и обучения;

- система работы по формированию и развитию индивидуальности ребенка, раскрытию его способностей, творческого потенциала в различных видах деятельности;

- эффективная работа школьного сайта, внедрение электронного журнала и электронного дневника обучающегося, школьная медиатека по всем предметам учебного плана в сети Интернет;

- высокий уровень информированности и удовлетворенности родителей и социального окружения работой школы;

- родители  активно участвуют в жизни школы и образовании своих детей.

 

14. Система контроля над выполнением основных разделов

Программы развития.

п/п

Планируемый результат

Способ оценки

 

1

Дневник обучающихся  «Дневник здорового образа жизни»

Соотношение участия в рекомендованных и нерекомендованных мероприятиях и его результативность.

2

Программа, согласованная со всеми участниками образовательного процесса.

Входная диагностика, опрос родителей.

3

Повышение квалификации учителей по вопросам Программы

Количество педагогов, прошедших курсовую подготовку и переподготовку по вопросам Программы; процент педагогов с высшей и первой квалификационными категориями.

4

Активное взаимодействие участников образовательного процесса и социального окружения, построенное на принципах здоровьесберегающей культуры.

Процент мероприятий по Программе с участием жителей местного сообщества.

5

Создание медиатеки цифровых образовательных ресурсов, банка методической и дидактической литературы.

Общее количество письменных или электронных методических и дидактических пособий.

 

6

Формирование здорового образа жизни обучающихся.

Анкетирование, психолого-педагогическое наблюдение.

 

7

Повышение внутренней мотивации обучающихся к учению.

Мониторинг обучающихся образовательной организации.

8

Совершенствование научно-методической и материально-технической базы.

Инвентаризация лабораторного оборудования, методических материалов, оснащенность компьютерной техникой, электронными УМК по предметам.

                                          

 

Обновлено (21.12.2015 21:36)